Информационные и
коммуникационные технологии (ИКТ) – технологии, использующие средства
микроэлектроники для сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и
представления данных, текстов, образов и звука.
Цифровые технологии – технологии сбора,
хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных в электронном
виде.
Под персональным
компьютером (далее – ПК) понимается настольный (оборудование, требующее
постоянного подключения к электросети и чаще всего установленное стационарно, –
десктопы (системный блок и монитор представлены в виде отдельных устройств,
соединенных между собой проводами, моноблоки и тому подобное) или портативный
(оборудование, использование которого не требует постоянного подключения к
электросети – ноутбуки, нетбуки, смартбуки,
планшетные компьютеры) компьютер. Это понятие не включает такое оборудование,
как мобильные сотовые телефоны, карманные персональные компьютеры (КПК).
Локальная
вычислительная
сеть соединяет две или более ЭВМ (возможно, разного типа), а также принтеры,
сканеры, системы сигнализации (охранной, пожарной) и другое производственное
оборудование или периферийные устройства, расположенные в пределах одного или
нескольких соседних зданий, и не использует для этого средства связи общего
назначения. Соединение одной ЭВМ с производственным оборудованием или периферийными
устройствами не является локальной или глобальной сетью.
Интернет – глобальное
(всемирное) множество независимых компьютерных сетей, соединенных между собой
для обмена информацией по стандартным открытым протоколам.
Фиксированное (проводное
и беспроводное) подключение к сети Интернет – модемное подключение через
коммутируемую телефонную линию, ISDN-связь, цифровую абонентскую линию
(технология xDSL и так далее), другую кабельную связь
(включая выделенные линии, оптоволокно и другое), спутниковую связь,
фиксированную беспроводную связь, беспроводную локальную сеть и WiMAX.
Мобильное подключение
к сети Интернет– доступ к Интернету по сетям подвижной сотовой связи,
например, широкополосные CDMA (W-CDMA), универсальная система подвижной
электросвязи (UMTS); CDMA2000 1xEV-DO и CDMA 2000 1xEV-DV; LTE и другие виды
узкополосного и широкополосного подвижного доступа.
Экстранет – это закрытая сеть,
использующая протоколы Интернет для того, чтобы безопасно обмениваться деловой
информацией с поставщиками, продавцами, клиентами и другими деловыми
партнерами. Она может принимать вид безопасного расширения Интранета,
что позволяет внешним пользователям иметь доступ к некоторым частям Интранета соответствующей организации. Она может также быть
закрытой частью веб-сайта организации, где деловые партнеры могут свободно
перемещаться, аутентифицировав себя на странице
регистрации.
Интранет – распределенная
корпоративная вычислительная сеть, базирующаяся на технологиях Интернета и
предназначенная для обеспечения доступа сотрудников к корпоративным
информационным электронным ресурсам.
Социальные сети – сервисы,
основанные на интернет-технологиях, которые позволяют
связывать пользователей на основе заполнения персональной информации, общих
интересов и идей, предоставлять другим пользователям доступ к своей
персональной информации, создавать сообщества (группы) по интересам. Социальные
сети позволяют устанавливать и поддерживать социальные взаимоотношения внутри и
вне (вокруг) организации. Использование социальных сетей предполагает развитие
новых форм сотрудничества и управления информацией в организации, равно как и
новые формы сотрудничества организации с работниками, поставщиками и клиентами.
Геоинформационная
система (ГИС)
– информационная система, оперирующая пространственными данными (ГОСТ Р 52438-2005. Географические информационные системы. Термины и определения, утвержденные приказом Ростехрегулирования
от 28 декабря 2005 г. № 423-ст).
Пространственные
данные
– данные о пространственных объектах, включающие данные об их форме,
местоположении, свойствах, в том числе представленные с использованием
координат (Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. № 431-ФЗ «О геодезии,
картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации»).
Цифровая платформа ―
информационная система, объединяющая значимое количество независимых
участников, в рамках которой формируется новая бизнес-модель, позволяющая
сократить транзакционные издержки и ускорить взаимодействие между участниками.
Большие данные – структурированные
и неструктурированные массивы информации, которые характеризуются значительным
объемом и высокой скоростью обновления (в том числе в режиме реального времени)
данных, что требует специальных инструментов и методов работы с ними (например,
машинного обучения, data и text
mining и тому подобного).
Искусственный
интеллект
– комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции
человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма)
и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как
минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс
технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную
инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе в
котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по
обработке данных и поиску решений (Указ Президента Российской Федерации от 10
октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской
Федерации»). К технологиям искусственного интеллекта
относятся распознавание и синтез речи, в том числе голосовые помощники,
различные системы для автоматического голосового обслуживания клиентов
(технологии, преобразующие разговорную речь в машинно-читаемый формат);
обработка естественного языка, в том числе виртуальные помощники, чат-боты
(технологии, направленные на понимание языка и генерацию текста);
интеллектуальный анализ данных (технологии анализа данных, основанные на
алгоритмах машинного обучения); компьютерное зрение
(технологии распознавания образов, изображений); рекомендательные системы и
интеллектуальные системы поддержки принятия решений (технологии, принимающие
самостоятельные решения, основанные на данных окружающей обстановки и
использующиеся, например, в сервисных роботах, беспилотных транспортных
средствах); автоматизация процессов, в том числе с участием роботов
(технологии, имитирующие человеческие действия для целей автоматизации);
технологии анализа данных, основанные на алгоритмах глубинного обучения
(например, системы предиктивной аналитики).
«Облачные» сервис –
технологии
распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности
предоставляются пользователю как Интернет-сервис.
Интернет вещей – совокупность
объединенных в единую сеть устройств или систем, которые осуществляют сбор и
обмен данных и могут контролироваться удаленно через сеть Интернет с помощью
программного обеспечения на любом типе компьютеров, смартфонов или через
интерфейсы.
Технологии
радиочастотной идентификации (RFID) – технологии автоматической идентификации
объектов, позволяющие посредством радиосигналов считывать или записывать
данные, хранящиеся в RFID-метках.
Промышленные роботы/ автоматизированные линии – автоматизированные
производственные системы, оснащенные манипуляторами с тремя или более степенями
подвижности, способные воспринимать окружающую среду, контролировать свои
действия и адаптироваться к ее изменениям; могут применяться как для
производственной обработки (сварка, резка, покраска и другое), так и для
выполнения вспомогательных операций (сборка, сортировка, транспортировка,
упаковка и другое).
Аддитивные технологии
–
технологии, позволяющие изготавливать изделия сложных геометрических форм и
профилей (трехмерная печать, лазерное спекание порошков, стереолитография
и другое) за счет послойного создания трехмерных объектов на основе их цифровых
моделей («цифровых двойников»).
«Цифровой двойник» – цифровая модель
конкретного продукта или процесса, которая включает в себя требования к
конструкции и технические модели, описывающие ее геометрию, материалы,
компоненты, сборку и поведение; технические и эксплуатационные данные,
уникальные для каждого конкретного физического актива.